Роль загадки в развитии дошкольника
Приорова Наталия Алексеевна
Перед современными педагогами ставится главная задача
- воспитание творческой личности, а творчество,
не приходит просто так,
творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот
счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой
начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств
развития мыслительной деятельности и
речи ребенка выступает загадка.
При отборе
загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их
содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет
сложность художественного образа
выбранной загадки, точность и полнота характеристики. Например, учеными
было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать
метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают
образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети
значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Психологи объясняют это
тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка –
иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания
переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне
развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста
должны быть подобраны загадки, основанные на
жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка
и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей. Например,
малышам хорошо переложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где у
них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать
свои предположения. Пример: «Что за
обедом всего нужнее?».
Также для младших дошкольников интересны загадки –
продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста
слишком просты.
«Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …»
«В огороде пусто,
Если нет …»
Хороши
для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.
«Косой бес
поскакал в лес»
«Вьется веревка,
на конце головка»
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая
достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к
рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого
мыслительного процесса и применения своих знаний.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных
свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое
открытие.
«Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит, торопится»
Для старших дошкольников особо хороши загадки с
возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться
доказательная речь.
«Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет»
«В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине»
«Живой мертвого бьет.
Мертвый во всю
мочь орет»
Загадка для старших детей может быть использована и
как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление
о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее
обыгрывание займет все занятие.
«Отгадай, какое слово есть у каждого портного?»
«Это слово вместо шубы ежик носит на спине»
«Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне»
Такие
загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности
детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее
дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления,
обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть
развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
|