«Влияние мелкой
моторики на развитие речи дошкольников»
воспитатель Кулинич Е.А.
В период дошкольного детства важное
значение для психического развития приобретает
становление речи. Образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень
редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое
значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Специалисты
института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием
кинетических (двигательных) импульсов,
передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем
активнее и точнее движения пальцев у
маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
У большинства современных детей отмечается
общее моторное отставание К сожалению, о проблемах с
координацией движений и мелкой моторикой большинство
родителей узнают только перед школой. Это оборачивается увеличенной нагрузкой
на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится
еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
На основе обследования большого
количества детей была выявлена следующая закономерность:
если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и
речевое развитие, хотя общая моторика при этом
может быть в норме, поэтому развитие,
тренировка мелкой моторики рук является
стимулирующей для развития речи, психических
процессов, познавательной деятельности.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и
с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а
значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре
головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые
области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и
лучше развивается его речь.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится
во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время
утром и после сна. Упражнения нужно подбирать так, чтобы в них содержалось
больше разнообразных движений пальцами.
В своей работе необходимо использовать
игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения (например: методика
«Расскажи стихи руками»). Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты
упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся
на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется
произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается
определённый темп речи, развивается речевой слух.
Во время игр задача педагога состоит в
том, чтобы организовать общение ребенка с
кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей. Существует много игр и упражнений
по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:
·
Пальчиковый театр
·
Игры –
шнуровки
Можно сказать, что шнурок - это змейка,
она любит ползать по домику (проползать через дырочки).
Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте
внимание малыша на расположение шнурка на "домике" - наверху или
внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш
ей поможет.
·
Воздушно-пузырчатая плёнка
Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у
детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже
завязывать шнурки – похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте
маленькие пальчики к большей
чувствительности.
·
Игры с крупой и семенами.
1) Берем поднос и
рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не
придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш
повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты,
круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
2)Насыпаем в кружку
сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог
перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем
двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Четверостишия подбираются любые.
3)Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим
и указательным пальцами берет горошину и
удерживает ее остальными пальцами (как
при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает
целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
·
Упражнения с прищепками
Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то
есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому
подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику
и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата
сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои
руки и выполните упражнение вместе с ним.
·
Упражнения с бусинами
Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы,
бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных
кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод
рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин
зависит от возраста ребенка. Сначала
вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и
нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
·
Работа
со штампами
Упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами
– щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса
мускулатуры рук: напряжение, расслабление,
силовое напряжение
·
Раскраски для детей
·
Игры с конструктором, мозаикой
Таким образом, целенаправленная,
систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки
у детей дошкольного возраста помогает развиваться речи и
интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в
целом.
|