Сложившаяся в современном мире социальная и экологическая
обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы
испытываем за её самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы
оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к
встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы
знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями,
в которых находится человек.
Современный город и сельская местность, привычная домашняя
обстановка - диктуют различные способы поведения и меры предосторожности.
Дошкольный возраст – важнейший период формирования у детей знаний
о правилах безопасного поведения, о здоровом образе жизни. Это период развития
личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его
взрослых – родителей и педагогов. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных
ситуациях на улице и дома, дети могут растеряться. Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни ребёнка? Каковы основы безопасности жизнедеятельности
детей?
Главную цель, родителей и педагогов детского сада, мы видим в
воспитание здорового, всесторонне развитого человека. Важно:
1) дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах
поведения;
2) научить ребёнка адекватно, осознанно действовать в той или иной
обстановке;
3) помочь дошкольнику овладеть элементарными навыками поведения
дома, на улице, в парке, и в транспорте;
4) развивать у ребёнка самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни,
возможно при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных. Вместе обсуждая
проблему, ведем диалог с детьми, познаем и делаем открытия, удивляемся и ищем
выход из трудного положения. Дошкольники постоянно нуждаются в защите и любви
со стороны взрослых. В семье родители формируют у детей уверенность в себе и
своих возможностях, знания об осторожном обращении с опасными предметами и
правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми, ценностные ориентиры и
мировоззрение.
В детском саду при помощи игры, целевых прогулок,
бесед, театрализованных представлений, без нравоучений и назиданий вводим
ребёнка в мир, таящий в себе столько неожиданностей. Учим наших воспитанников
осторожному поведению везде, где подстерегают опасности: дома, на улице, у
воды, в лесу, при встрече с животными.
Развивая основы экологической культуры ребёнка, бережного
отношения его к природе, к познанию функций человеческого организма формируем
ценности здорового образа жизни. Совместно с семьёй, раскрываются нами проблемы
безопасного поведения во дворе, на улице, в городском транспорте. Для
формирования основ безопасности, используем различные формы и методы (стихи,
загадки, пословицы и поговорки), с учетом индивидуальных возрастных
особенностей. Также, создаем условия для активной поисковой и творческой
деятельности детей, стимулируем у них развитие самостоятельности и
ответственности. Необходимо выделять такие правила поведения, которые должны
неукоснительно выполниться ребенком, так как от этого у них зависит здоровье и
безопасность.
Известно, что любую опасность легче предвидеть и избежать, поэтому
ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в его окружении, в
общении с другими людьми.
Важно, чтобы наши воспитанники научились применять на практике и в
реальной жизни всё - чему их научили в важный период – в период дошкольного
детства!